Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»   

                                                                                                                        А.С.Макаренко.

     Педагогика- одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов — реальные люди, реальные воспитанники, реальные педагоги. Сталкиваются не просто отдельные личности, коллективы -сталкиваются поколения. Поколения разного возраста. Поколения воспитателя и воспитуемых. От творчества, от настроенности, энергии, культуры, от слаженности усилий классного руководителя зависит успех всестороннего и гармонического развития учащегося.

     Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего,  здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

        На основании деятельностного подхода я разработала  структуру занятия (классного часа):

    Создание проблемной ситуации -> Целевая установка -> Мотивирование к деятельности (надо, хочу, могу) > Проектирование решений проблемной ситуации -> Выполнение действий (заданий) -» Анализ результатов деятельности>  Подведение итогов.

      Главный стимул любой деятельности, организуемой классным руководителем- ее результативность.

       Системно – деятельностный подход в воспитании организуется через:

  • Проектную деятельность;
  • Деловые игры;
  • Коллективно творческие дела.

    Проектная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся. Наибольшая трудность при организации проектной деятельности для воспитателя, как мне показалось, является не выбор темы проекта, которая является лишь кратким названием, а разработки вопросов проекта. Поэтому ниже я предлагаю  свою разработку этапов «Основные этапы проектной деятельности»:

-подготовительный (постановка цели: выявление проблемы, противоречия, формулировка задач);

-программирование (построение схемы действий);

-планирование  (продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции);

-практический (исследование, сбор и обработка данных);

-аналитический  (обобщение, выводы);

-контрольный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок);

-заключительный  (представление содержания работы).

          Деловая игра раскрывает, дает простор и выход лучшим силам и свойствам учащегося, демократизирует всю систему средств, все общение, способна самую трудную работу сделать легкой и увлекательной.  Деловая игра – это эффективнейшее средство социализации подростка, его приобщения к нормам и ценностям общества.

    Сегодня, мы рассмотрим следующие виды деловых игр: ролевые игры, проектно-деловые игры и рефлексивно-деловые игры.

    Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимо­помощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельно­сти, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
       Проектно-деловая игра в большей степени ориентирована на разработку и реализацию различных программ и проектов развития организации или команды. Причем структура проектно-деловой игры в определенной степени будет зависеть от того, что запускает разработку программы или проекта: уже существующая реальная проблема, которую нужно решать, или желания и цели участников команды, которые желательно превратить в проект.

     Но еще с помощью проектно-деловой игры можно не только решать   проблемы, но и воплощать в жизнь замыслы и цели конкретной группы людей. Целью игры в данном случае будет конкретизация желаний, превращение их в цели и определение путей достижения целей. Появляется желание развиваться, структурировать время жизни организации таким образом, чтобы это было эффективно и удовлетворяло интересам участников команды.

      В качестве примера проектно-деловой игры по проектированию можно привести классный час, который рекомендуется проводить в начале учебного года на этапе планирования жизни класса.

     Рефлексивно – деловые игры  является одной из современных воспитательных форм работы с кадетами, позволяющий не только создать ситуацию личностного развития воспитанника через расширение его образа «Я», но и способствовать становлению кадетского сообщества, характеризующегося взаимным доверием, ответственностью, способностью к конструктивному сотрудничеству его членов.

         Мною были проведены  рефлексивно-деловые игры по темам:

  • «Выработка групповых правил поведения»;
  • «Выбор лидера (представителя) от класса»;
  • «Давай договоримся».

    Коллективно- творческие дела- это форма воспитательной работы, представляющая социальное творчество, сомостроительство личности в процессе коллективной практической деятельности на пользу людям.

     План КТД. «Защита проектов». В данной разработке  включены 8 этапов.

  1. Этап. Коллективного выдвижения идей на классном часе. Происходит «мозговой штурм».
  2. Этап. Коллективное обсуждение отбор приемлемых идей в соответствии с условиями и возможностями членов коллектива.
  3. Этап. Коллективное планирование дела, проектирование ожидаемых результатов.
  4. Этап. Выбор «Совета дела»-это руководящий орган в который входят кадеты педагоги, социальные педагоги, родителя.
  5. Этап. Подготовка дела, распределение поручений, инструктаж, определение сроков и степеней ответственности.
  6. Этап. Проведение дела.(Открытое мероприятие).
  7. Этап. Коллективный анализ и оценка дела. Выявление достоинств и недостатков. Положительного и неудачного. Концентрация на положительное и удачное.
  8. Последствие, определение перспектив.

          Преимущество коллективно- творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания. Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.

     Для достижения учениками желаемых целей и результатов в системно-деятельностном подходе я классифицировала   типы классных часов:

  • Классный час открытия нового ;
  • Классный час рефлексии;
  • Классный час развивающего контроля.

     В заключении хочется сказать, что Системно – деятельностный подход в воспитании: нацеливает классных руководителей организовывать воспитательный процесс не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания гуманистической, целостной, упорядоченной системы воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся.