Проектно –деловая   игра  в воспитательной работе классного руководителя.

  1. Аннотация.
  2. Содержание.

2.1. Проектно-деловая игра.

2.2. Этапы проведения проектно-деловой игры,

направленной на постановку и определение путей решения проблемы.

2.3. Этапы игры по проектированию деятельности, направленной на реализацию желаний и достижение целей.

2.4. Заключение.

                                

  Аннотация

    В  связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности классного руководителя изменился в первую очередь подход к воспитанию. Классный  руководитель – инструктор и  наставник. В данной статье подобран материал по проектно-деловой игре, которая позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, т.е. поддерживает развитие коммуникативных способностей воспитанников.

   Подростковый возраст считается переломным возрастом – именно тогда воспитанник  сталкивается с проблемами в общении. Поэтому проведение проектно – деловых игр для данного контингента учащихся поможет развивать и проявлять свои коммуникативные умения и навыки, и позволят корректировать возникающие проблемы и трудности общения.

   В статье приведены примеры некоторых проектно-деловых игр, которые могут использовать в своей работе не только классные руководители , но и заместители директоров по воспитательной работе, а так же другие специалисты, занимающиеся проблемами воспитания подростков.

Введение

Способность включаться в игру не связана с возрастом,

                  но в каждом возрасте она имеет свои особенности.

(Селевко Г.К.)

   Педагогика- одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов — реальные люди, реальные воспитанники, реальные педагоги. Сталкиваются не просто отельные личности, коллективы -сталкиваются поколения. Поколения разного возраста. Поколения воспитателя и воспитуемых. От творчества, от настроенности, энергии, культуры, от слаженности усилий классного руководителя зависит успех всестороннего и гармонического развития учащегося. Определяя воспитание ребенка как восхождение его вместе с педагогом к жизни, здесь стержневыми могут быть такие вопросы: как воспитать человека — борца за высокие нравственные идеалы, как сформировать просвещенного человека, как подготовить человека-профессионала, мастера своего дела.

  На сегодняшний день, когда мир находиться в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно воспитаннику быть   мобильным, уметь быстро усваивать, анализировать и  уметь доносить   необходимую информацию. Поэтому классный руководитель никогда не должен упускать из виду создание таких условий, при которых учащийся постоянно вынужден тренировать не только и не столько память,  сколько способность самостоятельно решать задачи, требующие мышления в собственном смысле слова, требующие самостоятельного суждения.

     Разработкой и применением деловых игр занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Эльконин Д.Б. Они утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и является активной формой обучения, которая отрабатывает профессиональные умения и навыки.

  Сегодня в связи с реформой общеобразовательной школы чрезвычайно остро говорится о необходимости улучшения школьного дела и решающей фигурой здесь является развитие коммуникативных способностей воспитанника.

                                     Проектно-деловая игра

   Деловая игра   позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме. Она направлена на развитие профессионально значимой личности,  выступает как форма, в которой наиболее успешно происходит осваивание содержания новой деятельности, являются эмоциональной опорой личности, являются инструментом самовыражения, проявления самостоятельности и активности воспитанников. Поэтому деловая игра – это один из методов поддержки развития коммуникативных способностей воспитанников.

    Подростковый возраст  является переломным – это переход от мира детства и беззаботного существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям общения и взаимодействия.

   Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а игра помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения, но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и самореализация в обществе.

  Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.

     Мы остановимся на проектно- деловой игре. Проектно-деловая игра в большей степени ориентирована на разработку и реализацию различных программ и проектов развития организации или команды. Причем структура проектно-деловой игры в определенной степени будет зависеть от того, что запускает разработку программы или проекта: уже существующая реальная проблема, которую нужно решать, или желания и цели участников команды, которые желательно превратить в проект. Проектность – это особый способ существования, основанный на способности человека к непрерывному творческому переосознанию действительности на основе имеющегося замысла.

Е.В. Радионов.

   Небольшое предисловие к разговору о проектно-деловых играх.    Это игры, ориентированные на создание и запуск проекта, а значит, они так или иначе полностью или частично включают в себя деятельность по проектированию. Самое лучшее, хотя и не самое полное определение проектирования, я прочитала у Виктора Ивановича Слободчикова: «Проектирование – это раскрытие неочевидных ресурсов».

 Этапы проведения проектно-деловой игры, направленной на постановку и определение путей решения проблемы.

1.Активизация и мотивация участников.

2.Формирование проблем (проблемы) и определение наиболее актуальных из них.

3.Поиск путей решения сформулированных проблем, нахождение оптимального решения, постановка целей дальнейшей деятельности.

4.Определение шагов по реализации найденного решения (планирование).

5.Завершение игры.

   Одной из проблем в воспитательном процессе нашего кадетского училища было дежурство кадетов на курсе (один из пунктов работы «Совета Самоуправления»). С помощью проектно- деловой игры был создан проект «Кадетский дозор». Данный проект не только себя хорошо зарекомендовал на нашем курсе, но и получил свою жизнь на остальных курсах нашего кадетского корпуса.

            Приведем некоторые фрагменты проектно-деловой игры.

1.  Активизация и мотивация учащихся, формирование проблемы.

   Куратор «Совета Самоуправления»  на доске записал несколько слов, способных натолкнуть участников игры на проблему, которую они должны решить на заседании «Совета Самоуправления». После того, когда проблема сформирована, куратору надо провести беседу о значимости данного проекта.

2.Нахождение оптимального решения. Постановка целей дальнейшей деятельности. Определение шагов по реализации найденного решения.

  Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме обсуждать данную проблему. Куратор «Совета Самоуправления» на доске пишет ключевое слово, которое характеризует рассматриваемую проблему, далее предлагает участникам игры, записывать слова или предложения, которые подходят им на ум в связи с данной темой, затем предлагается установить те связи между идеями, которые кадетам покажутся подходящими. В результате на доске появляется графическая организация текста.

  После того, когда решение  проблемы достаточно видно из построенного кластера, идет нахождение оптимального решения, постановки целей дальнейшей деятельности и определение шагов по реализации найденного решения.

  1. В ходе проведенной проектно-деловой игры было создано положение «Кадетский дозор».

  С помощью проектно-деловой игры можно не только решать проблемы, но и воплощать в жизнь замыслы и цели организации, конкретной группы людей. Целью игры в данном случае будет конкретизация желаний, превращение их в цели и определение путей достижения целей. Появляется желание развиваться, структурировать время жизни организации таким образом, чтобы это было эффективно и удовлетворяло интересам участников команды.

 Этапы игры по проектированию деятельности, направленной на реализацию желаний и достижение целей.

  • Активизация и мотивация участников.
  • Выявление актуальных интересов и потребностей.
  • Формулировка цели и задач деятельности, исходя из выявленных потребностей и имеющихся ресурсов.
  • Разработка плана деятельности, при необходимости – синхронизация отдельных направлений, установление очередности.
  • Завершение игры.

     В качестве примера проектно-деловой игры по проектированию можно привести классный час для учащихся 9 класса, который рекомендуется проводить в начале учебного года на этапе планирования жизни класса.

Сценарий проведения классного часа «Выборы актива класса».

         А) Мотивация учащихся.

     Содержание этого этапа определяется индивидуальными и возрастными особенностями участников.

  1. Классный руководитель начинает классный час с написания на доске темы «Выбор актива класса».
  2. В ходе беседы актуализирует знания учащихся о структуре актива класса, что значит правильно выбрать актив класса и как этот выбор влияет на жизнь в классе.

         Б) Вспоминаем прошлый год и думаем о будущем.

  1. Ведущий проектно-деловой игры предлагает следующие задания:

—  «Проводит  знакомство участников игры», т.к., несмотря на то что кадеты уже знакомы друг с другом, однако часто бывает так, что учась вместе годами, они и не подозревают, какими  деловыми  качествами обладают его одноклассники.  Для этого каждый кадет индивидуально записывает на листе бумаги, какие 3 черты  наиболее полно характеризует его как деловую личность.

— далее ведущий  предлагает тест «Командир или рядовой». Полученный результат каждый участник записывает в индивидуальный  лист, где уже есть его личная деловая характеристика.

  1. Класс делится на 2-3 группы. В каждой группе собраны все индивидуальные характеристики, написанные каждым кадетом.  Ведущий предлагает участникам групп  проанализировать  предложенные материалы и с учетом своих дополнений сформировать актив класса.    Заполняется специальный бланк «Актив класса», где уже заранее обговорены должности актива класса: командир класса, командир совета труда и порядка, командир совета журналистов, командир совета по спорту , командир учебного совета, командир совета культуры.
  2. Каждая группа обменивается своим предложенным вариантом. Полученный группой новый актив класса снова обсуждается внутри группы, дополняется (если это нужно) своими вариантами и далее окончательный вариант каждая группа предлагает на всеобщее обсуждение уже более взвешенный и продуманный вариант актива класса.
  3. Ведущий, получив варианты актива класса, вывешивает их на доске.
  4. Далее участникам предлагается выразить свое эмоциональное отношение к предложенным спискам актива класса: поставить знак «+», если кандидатура  понравилась, «–», если не понравилось, и знак «*», если отношение неоднозначное. Ученики по очереди подходят к доске и ставят значок напротив каждого кандидата. Затем обсуждаются те кандидаты, которые очень понравились, или не очень понравились. Задача обсуждения определить, какой кандидат будет являться истинным командиром. После того как все кадеты выразили свое мнение, ведущий обобщает полученные результаты. Таким образом, создается актив класса.

В)  Завершение игры.

     Ведущий предлагает кадетам высказать свое мнение, отношение к такому виду работы (понравилось или нет).

      Закончить проектно-деловую игру можно приемом «Синквейн».

    На этом игра завершена.

Заключение.

  Проектно-деловая игра с успехом может применяться в воспитательной работе  классного руководителя.. При этом в рамках проектно-деловой игры возможно рассмотрение значительного перечня проблем, так как многие из них сложны и неоднозначны. Кроме того, изучение проблем воспитательно-образовательной работы в школе через проектно- деловые игры поможет как начинающему, так и  опытному педагогу в проведении занятий и воспитательных мероприятий.