ПАМЯТКА

Как лучше запомнить учебный материал?

Учитывая, что запоминание материала происходит скачками, поэтому необходимо постоянно повторять материал, т.к. многократное повторение увеличивает объем заученной информации.

Помните, что информация лучше усваивается, если её повторять  в течение 15-20 минут и  через 8-9 часов. Так же полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Следует разбираться в том материале, который вы пытаетесь выучить. Просто механическое запоминание даёт кратковременный результат. Такой тип запоминания целесообразно использовать, если необходимо заучить названия, даты, исключения из правил правописания.

Для лучшего воспроизведения запоминаемого материала составьте план и тогда ничего не упустите.

Нет смысла писать шпаргалки. Во-первых, это отнимает много времени, а во-вторых, даже за их наличие любого учащегося удалят с экзамена. Для того чтобы повысить эффективность запоминания, действительно важно использовать несколько видов памяти, в том числе зрительную и механическую. С этой целью можно использовать метод ассоциаций: делать краткие записи, тезисы, рисовать различные схемы, таблицы, которые можно будет использовать при повторении изученного и воспроизвести непосредственно на экзамене в качестве опоры для ответа.

Если Вы относитесь к зрительному типу восприятия:

  1. при запоминании активно используйте картинки, схемы, планы, это активизирует зрительно-образную память;
  2. обязательно записывайте и зарисовывайте на бумаге – потом это поможет вспомнить все на экзамене;
  3. разместите на видном месте схемы и таблицы, которые вам необходимо запомнить;
  4. для подготовки используйте хорошо иллюстрированные пособия.

Если Вы относитесь к слуховому типу восприятия:

  1. рассказывайте выученный материал вслух своим одноклассникам;
  2. постоянно проговаривайте вслух при запоминании, так как речь «про себя» сокращенная и сжатая, а когда вы отвечаете вслух, включается речедвигательная память, помогающая запоминанию на «общепринятом языке»;
  3. попросите своих близких, друзей прочитать вам наиболее важные тексты для запоминания;
  4. на экзамене: воспользуйтесь своей речью, тихо проговаривая задания вслух.

Если Вы относитесь к двигательному типу восприятия:

  1. При заучивании материала перемещайтесь по комнате;
  2. Заведите тетрадь, в которую вы будете кратко записывать выученный материал, — для вашего типа памяти важно движение, поэтому письмо усиливает запоминание;
  3. Хорошо распределите и чередуйте время занятий и отдыха (лучший отдых для вас – физическая активность);
  4. До экзамена вам необходимо развить функцию контроля, т.е. навыки самопроверки, а значит работайте по принципу: «сделал-проверь».

Как избежать нервного истощения

Нервное истощение – это особое состояние, возникающее вследствие перенесенных стрессов, высокой эмоциональной или интеллектуальной нагрузки. Причинами нервного истощения чаще всего становится переутомление.

Именно поэтому соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Высыпайтесь — ложитесь спать в соответствии с внутренним распорядком училища;
  2. Применяйте аутогенные тренировки (сядьте удобно, закройте глаза, глубоко расслабьте свои мышцы, начиная с ног и заканчивая лицом, сохраняйте их расслабленными, дышите носом, осознавайте дыхание, когда выдохнете, мысленно скажите: «Раз», дышите легко и естественно);
  3. Принимайте контрастный душ и заканчивайте его горячей водой. Такая процедура отлично заряжает энергией;
  4. Посещайте занятия с педагогом-психологом в комнате психологической разгрузки;
  5. Развивайте в себе чувство юмора и умение замечать хорошее.

   Как поднять себе настроение в период подготовки к экзаменам?

Основоположник позитивной психологии Мартин Селигман предлагает эффективные упражнения для создания положительного эмоционального настроя.

Упражнение «Визит благодарности»

Закройте глаза. Представьте человека, который однажды сделал или сказал что-то, изменившее вашу жизнь к лучшему. Человека, которого вы так и не поблагодарили как следует. Человека, с которым вы можете встретиться лично на следующей неделе. Представили?

Признательность может сделать вас более счастливым и довольным жизнью. Испытывая благодарность, мы подпитываемся приятными воспоминаниями, а выражая ее, укрепляем связи с другими людьми. Но иногда мы говорим «спасибо» на ходу, между делом, не вкладывая в это слово особого смысла. Упражнение «Визит благодарности» дает возможность почувствовать, что значит благодарить осмысленно и целенаправленно.

Ваша задача – написать благодарственное письмо и передать его адресату лично. Пишите кратко (около 300 слов) и по существу: сосредоточьтесь на том, что именно адресат сделал для вас, и как это повлияло на вашу жизнь. Расскажите, чем занимаетесь сейчас и как часто вспоминаете сделанное для вас. Не скупитесь на похвалы!

Как только напишете, позвоните этому человеку и скажите, что хотели бы навестить его, но не признавайтесь зачем. Так гораздо интереснее. При встрече прочитайте письмо. Следите за реакцией адресата и за своей собственной. Если вас перебивают, объясните, как важно вам быть выслушанным до конца. Прочитав письмо (каждое слово), обсудите с адресатом его содержание и ваше отношение друг к другу.

Упражнение «Что хорошего произошло сегодня?»

Ребята, мы слишком много думаем о плохом и слишком мало – о хорошем. Конечно, иногда стоит задуматься о проблемах, чтобы извлечь из них урок и избежать их в будущем. Однако мало для кого характерен такой подход. Что еще хуже, часто сосредоточенность на негативных явлениях приводит к тревожности и депрессии. Один из способов не допустить этого – научиться думать о хорошем и получать от этого удовольствие.

Каждый вечер в течение недели выделяйте на это упражнение десять минут перед сном. Записывайте, что хорошего произошло за день (три радостных момента) и почему это произошло. Дневник можно вести в тетради или блокноте. Главное, чтобы он у вас был. Вы можете писать о пустяках или о важных событиях. После каждой записи нужно ответить на вопрос: «Почему это произошло?» Например, если вы написали, что преподаватель поставил вам пятёрку, то ваш возможный ответ: «Потому что мне попался лёгкий вариант на контрольной работе» или «Потому, что я очень хорошо подготовился к уроку. Вопрос «почему?» может сначала показаться нелепым, но вам нужно продержаться всего неделю. Вы привыкнете. В дальнейшем, перечитывая дневник, вы заметите, что к вам будут возвращаться положительные эмоции и чувства.

Способы саморегуляции

Ребята, помните о том, что помимо естественных средств управления собой (смеха, улыбок, юмора, позитивных мыслей, наблюдения за природой, водных процедур, свежего воздуха и физических упражнений) существуют и другие способы саморегуляции. Рассмотрим некоторые из них.

 Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием.

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

  1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
  2. На следующие четыре счета задержите дыхание.
  3. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
  4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы саморегуляции, связанные с воздействием словом.

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Существует несколько типов словесных воздействий:

  1. самоприказы — короткие, отрывистые распоряжения, сделанные самому себе (например: «Реагируй спокойно!», «Отставить панику!»)
  2. самопрограммирование — во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении и использовать убеждающие фразы – аффирмации («Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самым спокойным и выдержанным»; «Именно сегодня я буду находчивым и уверенным»);
  3. самоодобрение – в случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».Накануне экзамена. Во время экзамена
  4. Находясь в аудитории, где проходит ЕГЭ, приведите в порядок свои эмоции и соберитесь с мыслями. Верьте, что у вас всё получится. Сидите удобно с прямой спиной. Сосредоточьтесь на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повторите их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожмите кисти в кулаки. Слушайте внимательно инструкции взрослых, читайте задания до конца, начните готовиться с тех вопросов, в которых вы уверены.
  5. Настройтесь на успех. Чёткая установка на успех поможет сохранить в памяти выученное не только до экзамена, но и надолго после него. В день накануне экзамена следует прекратить всяческую подготовку, дабы избежать эффекта «каши в голове». В последний вечер перед экзаменом дайте себе отдых. Постарайтесь пораньше лечь спать. И избегайте мыслей наподобие «А что будет, если я не сдам?». Замените их на более уверенную формулировку: «Я спокоен и уверен в себе».

Помните о том, что умение владеть собой пригодится вам в любой жизненной ситуации. Так что постоянно пополняйте свой практический опыт техниками и способами самообладания, а для этого собирайте полезные наблюдения психологов, выберите для себя два-три действующих упражнения на развитие саморегуляции и регулярно практикуйте их в повседневной жизни!

УСПЕХОВ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ!