ТЕХНОЛОГИЯ РЕГУЛЯТИВНО-КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Одининская А.О., воспитатель учебного курса,

Краснодарское ПКУ

     Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннее развитие своих задатков. Человек живет и развивается в системе с окружающим миром. Это система многогранна: отношение людей к природе, предметному миру( материальным и духовным ценностям), отношения их к друг другу. В отношении к природе раскрывается все богатство к предметной деятельности человека, в отношениях друг к другу – богатства связей общения, определяющих общественную, коллективную силу человека.

    Каждый человек, преобразуя себя, окружающий мир, действует в содружестве с другими и на основе созданного человечеством опыта. Воспринимая общественный опыт человек, совершенствует свой, индивидуальный. Возникают прочные связи личности и общества, поскольку «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».

    Классный руководитель – это тонкий психолог и умелый педагог. Он исследователь и организатор, владеет теоретическими познаниями и педагогической интуицией. Чтобы успешно работать, он постоянно изучает воспитанников: изучая, воспитывает- воспитывая изучает. Это даёт возможность классному руководителю прогнозировать развитие личности воспитанника, предвидеть и предупреждать его трудности.

   Сегодня классный руководитель еще и управленец. Проблема эффективного управления одна из наиболее острых проблем стоящих перед воспитателями, педагогами.

   Технология регулятивно-коррекционной деятельности — это функция управления, состоящая из двух процессов «регулирования» и «коррекции», которое в свою очередь состоят из ряда последовательных действий «регуляции» и «коррекции». И х задача –оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов и внесению корректив для поддержания системы управления на заданном уровне или переводу ее на более высокий.

   Дни диагностики проводятся в системе оперативного контроля для выявления и коррекции кричащих проблем жизнедеятельности. Их тематика определяется исходя из потребностей и тех ключевых результатов, которое должно обеспечить образовательное учреждение.

    С целью единого подхода в изучении личности воспитанника и коллектива в своей работе с классом проводятся ДРК – День регуляции и коррекции.

   Дни ДРК всегда начинаются с инструктажа участников. Сроки проведения дней ДРК и обработки материалов определяются в планах классного руководителя. Проводится диагностика, составляются схемы, мини-исследование, диаграммы, таблицы. На основе проблемно-ориентированного анализа выявляются тенденции, которые учитываются в программе по регулированию и коррекции. Составляются мини-программы. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях управления в зависимости от цели и объема микроисследований: консилиумах, методических советах, заседаниях МО, и др.

   Задача Дней Регулирования Коррекции – оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов и внесению корректив для поддержания системы управления в воспитательном и учебном процессе.

Дни регулирования и коррекции проходят по программе регулирования и коррекции через:

  •  индивидуальную работу с воспитанниками;
  •  индивидуальную работу с родителями;
  •  внеклассные мероприятия;
  •  социальное партнерство;
  •  вспомогательные училищные службы;
  •  работу с учителями-предметниками.

   Обсуждение итогов дня ДРК всегда вызывает живой интерес со стороны всех участников процесса. Зачастую в ходе проведения исследований возникают интересные подходы к решению проблемы как среди членов администрации и учителей, так и среди учащихся и их родителей. Намечается программа по          регулированию и коррекции деятельности коллектива в целом и от-дельных его участников.

    Предлагаемые единые формы помогут проанализировать главные черты характера личности, коллектива, мотивацию, межличностные отношения, оценку и самооценку, выявить      проблемные зоны, то есть то, что необходимо для проектирования педагогической деятельности. Они могут быть использованы как в учебной, так и во внеучебной работе, как с самими учащимися, так и в работе с их родителями.

   Необязательно использовать тесты, с которыми работают профессиональные психологи, и которые требуют специальных знаний. Несмотря на простоту некоторых предлагаемых заданий они, тем не менее, могут дать достаточный материал для            размышлений ученику, учителю, классному руководителю, педагогу, воспитателю, начальнику курса, педколлективу и родителям, о характере своих отношений с окружающим миром, сформированности тех или иных качеств, ценностей, компетенций и т.д., для дальнейшей работы по регулированию и коррекции полученных результатов в той или иной области воспитания.

Алгоритм действия. Дня ДРК «Микроклимат в классе»

  •  Цель: изучить состояние социально-психологического климата в классе и выявить тенденции, положительного и     отрицательного влияющие на его формирование.
  • Задача: Определить состояние социально-психологического климата в коллективе.
  •  Выявить и оценить условия и факторы, влияющие на создание благоприятного климата в классе;
  • Наметить управленческие решения по коррекции факторов, отрицательного влияющих на формирование микроклимата в коллективе. 
  • Объект исследования : система УВП в училище. 
  • Предмет исследования: условия и факторы, влияющие, влияющие на формирование микроклимата в коллективе. 
  • Рабочая гипотеза: если в классе сформирован благоприятный микроклимат, то это будет способствовать повышению уровня комфортности всех участников образовательного процесса, возрастанию творческой активности всех участников образовательного процесса, повышению уровня культуры внутри классной среды.
  •  Методы исследования: анкетирование учащихся, родителей, наблюдение за режимными моментами, выборочное изучение школьной документации (дневников, классных журналов), беседа.

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ДРК.

  • 1.Инструктаж участников: начальник курса, педагог- психолог, классный руководитель, дневной воспитатель, актив класса, кадеты.
  • Примерное распределение функциональных обязанностей:
  • -начальник курса отвечает за изучение документации посещает занятия по самоподготовки и внеклассные мероприятия;
  1. -классный руководитель отвечает за отслеживанием режимных моментов, анкетирование родителей, актива класса;
  2. -дневной воспитатель отвечает за отслеживанием режимных моментов и соблюдением гигиенического режима;
  3. -педагог-психолог за анкетирование кадетов.
  • 3. Примерные сроки дня ДРК – месяц.
  • 4. Анализ материалов и выявление тенденций.
  • 5.Принятие управленческих решений по результатам работы экспертной комиссии:

— проведение психологических тренингов;

— коррекция деятельности по воспитанию личности;

— коррекция деятельности по формированию дружного         коллектива;

— создание условий обуславливающих эффективную подготовку домашнего задания кадетами.

   По итогам исследования и сделанным выводам была  скорректирована работа по формированию микроклимата класса. И в заключении: высшая общественная предназначения труда классного руководителя – управлять формированием и развитием личности.